Совет электрику: Как защититься от жадных и скупых клиентов?

Совет электрику: Как защититься от жадных и скупых клиентов?

Поводом к написанию статьи, послужил рассказ моего знакомого коллеги — электрика, у которого на днях возникло некоторое, мягко выражаясь, недопонимание с заказчиком. Проще говоря — клиент «кинул на бабки» (не расплатился в полном объёме за выполненную работу).

Advertisement

За 15 лет работы в этой сфере, мне удавалось избегать таких неприятных ситуаций, а посему хочу поделиться несколькими простыми советами. Эти советы помогут не только электрику, но и любому другому мастеру, работающему в сфере строительства по найму.

Совет электрику: Как защититься от жадных и скупых клиентов?

Совет первый.

Начну с того, что клиенту нельзя давать повод не платить за вашу работу по причине… плохого качества выполненной работы. Делайте наилучшим образом. Лучше работать медленно, но качественно. Клиент должен остаться доволен!

Если ему понравится ваша работа, он непременно поделится номером вашего телефона со своими друзьями/знакомыми. А это уже реклама, причём бесплатная и эффективная:)

Совет второй.

Этот совет касается составления сметы на предстоящие работы.

Согласитесь – неприятная ситуация, когда приходишь к заказчику обговорить детали предстоящей работы, считаешь материалы, делаешь наброски, советуешь как лучше сделать и т.д. и т.п., а потом проходит некоторое время, а клиент либо другого человека нанял, либо сам решил сделать, используя твои советы.

При всём этом, вы потратили собственное время, которое измеряется денежными знаками. Обидно? Несомненно!

Попадая неоднократно в такую ситуацию, я как-то воспользовался советом одного  знакомого «гипсокартонщика».  Эффект мне понравился:)

Итак, прежде чем составлять смету, обговаривать детали и делать расчёты, скажите потенциальному клиенту:

— Знаете, моё время стоит денег. Я не могу себе позволить тратить его впустую. Если вы согласны нанять меня, я сейчас посчитаю количество необходимых материалов, рассчитаю стоимость моей работы…  Составление сметы будет стоить (например) 1000р., но когда вы будете оплачивать выполненную работу, я на эту сумму сделаю вам скидку. Если же вы передумаете меня нанимать,  1000р.  останется у меня, как плата за составление расчётов.

Вот и всё.

Наверняка, кто-то из вас скажет, что такой речью можно отпугнуть клиента. Возможно…

Но с другой стороны, вы в его глазах выглядите как профи. В конце концов, вы ведь не аванс за работу берёте, а оплату за составление сметы (к тому же эта сумма вами будет впоследствии включена в общую стоимость работ и составление сметы для него будет на самом деле БЕСПЛАТНЫМ).

Совет третий.

Разделите вашу работу на несколько этапов, договоритесь  заранее, что каждый этап будет оплачен при его завершении.

Например, делаете вы 3-х комнатную квартиру… Вот и берите отдельно за каждую комнату, отдельно за монтаж вводного щита… или за каждый день работы . Чтобы потом не путаться – отмечайте за что взяли, за что нет.

Если он откажется платить и вы не придёте к какому-то компромиссу  — вы потеряете немного. Хотя  такое разделение оплаты работ, меня ещё никогда не оставляло без денег…

Так что, рекомендую!

Совет  четвёртый.

Если всё же назревает конфликт и вы в чём-то пошли на уступки, а теперь опасаетесь остаться без оплаты, можно подстраховаться и сделать какую-то… как бы это помягче обозвать… «заготовочку», из-за которой в один прекрасный момент всё перестанет работать. Не факт, что это отрезвит клиента и он тут же с вами расплатится, но вы получите небольшое моральное удовлетворение. А что можно сделать – почитайте тут. Хотя я не сторонник таких радикальных мер.   

Совет пятый.

А вообще, чтобы избежать каких-либо конфликтов, работайте официально. Заключайте с человеком договор. В случае разногласий, всегда можно будет обратиться в суд.

Однако, практика показывает, что при таком подходе до суда редко доходит – всё решается на месте.

Желаю вам «жирных» объектов и адекватных клиентов. Удачи.