Сразу хочу добавить к заголовку несколько слов: надёжное, безотказное и дешёвое автомобильное зарядное с широким диапазоном рабочих напряжений.
Прежде чем создавать это зарядное, я сам для себя поставил следующие критерии будущего устройства:
- Минимум элементов, чтобы надёжность была максимальной.
- Возможность иметь выходное напряжение от 1 до 20 Вольт.
- Номинальный ток зарядки до 6 А.
- Индикация напряжения и тока на лицевой панели.
Конечно же, всё это было реализовано. А в конце статьи — ссылка на мой ролик в Ютуб, об этом зарядном устройстве.
Вот такой у меня получился монстр! Масса одного только корпуса (купил за копейки на металлоплощадке), согласно таблички -5 кг. Впрочем, это для меня не критично, т.к. зарядное будет стационарным. А вот каким я сделал переносное зарядное… покажу в следующей статье.
Схема конечно простейшая, но… как вы видите на фото выше и на схеме ниже, вторичная обмотка имеет множество отводов.
Именно кучей отводов от вторички, я имею возможность регулировать выходное напряжение. Конечно, нет плавности… да и ладно. Регулируем дискретно.
В моём трансформаторе — две катушки. Соответственно 2 вторичных обмотки. Одну из обмоток я использовал без отводов (На всякий случай сделал 5 отводов, но они не используются. Это на перспективу. Есть идея последующей доработки). Вывел начало и конец обмотки. U=10В.
У другой обмотки, я делал отводы с шагом в 1 Вольт. А в сумме тоже 10 В.
Все концы и отводы обмоток, вывел через проходные разъёмы на переднюю панель. Подключаясь в разных точках, я в итоге имею возможность получать напряжение от 1 до 20 вольт с шагом в 1 Вольт.
Концы диодного моста — также на передней панели. Объясню для чего…
Переключение происходит с помощью двух перемычек: от входа «переменки» диодного моста к расположенному сверху ряду выводов обмоток.
Да, это немого неудобно. Но зато надёжно. Это для меня важнее.
Параллельно предохранителям (на первичке и на вторичке) установлены светодиоды с добавочным сопротивлением. В нормальном режиме работы, они светиться не будут. Но как только предохранитель перегорит, ток пойдёт через светодиод и он начнёт светиться. Так мы поймём, что он вышел из строя.
Как вы видите на фото, вольтметр у меня цифровой. Яркий очень. Мне это не всегда нужно. Поэтому, последовательно с ним, я поставил тумблер.
Ток же… всегда контролируется.
Главное назначение устройства — зарядка 12-ти вольтовых автомобильных аккумуляторов. Но! Переключив перемычки в нужное положение, можно заряжать и 6 вольтовые и 4-х вольтовые.
Да и просто… питать какой-то низковольтный потребитель, который не требователен к пульсациям и стабильности напряжения.
Ну, а теперь обещанное видео на Ютубе: