Итак… У вас есть трёхфазный двигатель. Но по каким-то причинам концы обмоток не соединены ни в треугольник, ни в звезду.
Перед вами 6 концов. В конечном итоге, нужно их как-то между собой соединить, чтобы электродвигатель начал работать. С задачей определились – перейдём к действиям.
В конце статьи, как всегда можете посмотреть видеоверсию этой темы на моём канале в YouTube
Чтобы мы могли соединять обмотки в звезду или в треугольник, нам нужно найти начала и концы обмоток.
В качестве подопытного, у нас будет вот такой маленький трёхфазный двигатель:
С его характеристиками, можете ознакомиться, взглянув на эту табличку:
Первым делом, нам необходимо найти каждую обмотку и на соответствующие концы повесить бирку. Делаем это обычным тестером, переключенным в режим измерения сопротивления. Пожалуй, это самый лёгкий этап методики.
Подключаем один из щупов к любому выводу из двигателя, а вторым по очереди прикасаемся к оставшимся пяти проводам. Одна из пар покажет некоторое сопротивление (единицы или десятки Ом). Это наша первая обмотка. Вешаем на концы провода бирки с буквой «А».
Таким же образом прозваниваем оставшиеся 4 провода. Находим ещё две пары. На одну из них вешаем бирку с буквой «В», на другую – с буквой «С»
Теперь собираем схему, согласно данному эскизу:
Берём один провод (любой) от обмотки «А» и один от обмотки «В». Соединяем их. К оставшимся свободным концам, подключаем вольтметр. Предел измерений – 10-20В переменного напряжения.
К концам обмотки «С» подключаем источник переменного напряжения. Я использую 12 Вольт – так безопаснее как для меня, так и для двигателя.
Итак… Если при подаче на обмотку «С», наш вольтметр не зафиксировал ничего. Значит мы соединили обмотку «А» и «В» встречно – т.е. неправильно (на схеме выше по тексту). Меняем местами концы одной из обмоток. Например – у обмотки «В»:
Снова подаём напряжение на обмотку «С» и… видим, что вольтметр показал некоторое значение. Если мы подаём 12 Вольт, то «поймаем» в районе 3-5 Вольт.
Если на свободных концах, соединённых последовательно обмоток «А» и «В» есть напряжение – значит обмотки соединены верно. И теперь нам нужно на бирках дорисовать цифры.
Предлагаю сделать это, как на схеме выше:
«А1» — в точке подключения к вольтметру
«А2» — в точке соединения с обмоткой «В»
«В1» — в точке соединения с обмоткой «А»
«В2» — в точке подключения к вольтметру
Условно будем считать, что все буквы с цифрой «1» — начала обмоток, а с цифрой «2» — концы обмоток.
С обмотками «А» и «В» мы разобрались. Теперь нужно узнать, где же начала и концы у обмотки «С».
Соединяем её по вышеописанной технологии с любой из обмоток (например с «А»). На оставшуюся обмотку («В») подаём наши переменные 12 Вольт.
Как только на свободных концах соединённых последовательно обмоток «С» и «А» поймаем напряжение – можно сразу же дописывать цифры и на бирки «С».
Удобнее всего, начать с точки подключения обмоток «С» и «А»:
— Если в этой точке обмотка «А» с цифрой «1», значит у «С» дописываем «2»
— Если «А» с цифрой «2», значит у «С» будет «1».
Теперь можно соединять обмотки в звезду или треугольник. В моём случае, двигатель предусмотрен на 380/220В. Использовать буду 220В. Значит соединяю в треугольник.
Подключаю «Фазу» и «Ноль» к любым двум точкам «треугольника», а между третьей точкой и первой либо второй нужно подключить неполярный конденсатор. В моём случае, нужен 1мкФх400В.
К сожалению, у меня не оказалось этого номинала. Тем не менее продемонстрировать работу двигателя можно: после подачи однофазного напряжения на две точки подключения, нужно «вручную» прокрутить вал двигателя. Дальше он сам подхватит.
Цель достигнута. Обмотки соединены верно. (Осталось только конденсатор купить…)
А теперь Видеоверсия этой статьи на моём канале YouTube :